Европейская банковская система сколько банков. Банковская система европейского союза

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов Европейского Экономического Сообщества.

Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза. По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка. При этом, национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения.

Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро». В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и прежде всего, Советом Управляющих. 32

Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран - участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

    адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

    определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков,

    разработка конкретных инструкций по ее проведению.

Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран-членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС.

Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС.

К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:

    осуществление консультационных функций ЕСЦБ;

    сбор и обработка статистической информации;

    подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;

    разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;

    принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;

    разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;

    организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов.

Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ. В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка.

Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция - претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и Европейского Валютного Института.

Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями.

Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

Комитет внутренних аудиторов;

Комитет по банкнотам;

Бюджетный комитет;

Комитет внешней коммуникации;

Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;

Юридический комитет;

Комитет по рыночным операциям;

Комитет по денежно-кредитной политике;

Комитет международных отношений;

Статистический комитет;

Комитет банковского надзора;

Комитет информационных систем;

Комитет платежно-расчетных систем.

Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты.

Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

    в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;

    в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро».

    ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;

    финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);

    контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства – участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов.

С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ.

В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств.

В сложившейся экономической обстановке в России наши соотечественники стремятся надежно вложить имеющиеся средства, чтобы минимизировать риски убытков. Первое, что приходит в голову, – банки Европы. На Старом континенте немало надежных. О них и пойдет речь.

Общие сведения

Многообразие форм собственности – характерная черта банковской системы европейских стран. По этому признаку различают финансовые учреждения:

  • государственные;
  • акционерные;
  • корпоративные;
  • частные;
  • смешанные.

Если же применять критерий «функциональное назначение», банки Европы подразделяются на:

  • Эмиссионные. В России, как и в других странах, таким является Центральный банк. Выпуск в обращение наличных денег – это основная функция финансовых учреждений данного типа. Понятно, что с клиентами-частными лицами они не работают.
  • Депозитные. Основным видом деятельности таких банков является аккумуляция сбережений населения. Прибыль они получают от выполнения различных операций с этими средствами.
  • Коммерческие. Кредитные организации данной категории проводят все операции, которые дозволены банковским законодательством.

Кроме того, финансовые учреждения бывают универсальными и специализированными. Первые выполняют всю номенклатуру банковских услуг по обслуживанию клиентов разных категорий – физлиц и юрлиц. В число специализированных банков входят организации, например, выдающие кредиты только на жилье. В России это банк “ДельтаКредит”. Его специализация – ипотека.

По типу организации работы финансовые организации бывают стандартные и работающие только на основе интернет-банкинга. В Европе ко вторым относится голландский ING Direct из консорциума ING Groep, осуществляющий свою онлайн-деятельность в 5 государствах Старого континента.

В целом, чтобы добиться успеха, в настоящее время европейские банки используют программно-аппаратные системы следующих видов:

  • Автоматизированные – позволяют клиентам выполнять операции, не покидая пределы своего дома.
  • Интеллектуальные. Системы такого вида собирают сведения о конкретном клиенте из всех существующих баз данных и после их обработки предлагают выбрать оптимальные банковские продукты.

Как формируются списки надежных банков

Определяя надежность банков, эксперты используют ряд критериев. Назовем основные:

  • Размер банка. Этот показатель демонстрирует устойчивость финансовой организации и ее способность пережить возможные в обозримом будущем кризисы. Кроме того, данный параметр дает представление о возможном периоде функционирования банка в штатном режиме.
  • Кредитный рейтинг. Очень важный показатель, демонстрирующий уровень надежности финорганизации. Вкладчики ориентируются именно на рейтинг, выбирая банк.
  • Доступность сведений о банке.Чтобы получить необходимые данные, нужно посетить сайт финансового учреждения. Если на страницах интернет-ресурса отсутствует информация об истории банка, его учредителях, лучше отказаться от сотрудничества с данной кредитной организацией.
  • Инвестиционные характеристики банков. Их анализ позволяет сделать вывод о безопасности открытия депозита в конкретном финансовом учреждении. Речь идет о следующих показателях:
  • уровне ликвидности и рентабельности;
  • объеме и качестве имеющихся активов;
  • динамике в сочетании со структурой баланса кредитной организации;
  • степени капитализации.

Проценты по вкладам являются далеко не главным критерием. Важнее обращать внимание на акционеров банка. Хорошо, если в их число входит крупная финансово-промышленная группа.

Следует также знать, что должный уровень надежности иностранных банков, функционирующих на территории нашей страны, обеспечивает поддержка материнской компании.

Самые надежные европейские банки

Одной из характеристик, по которой определяется степень надежности банковской структуры, является объем ее активов. Ниже представлен рейтинг крупнейших финансовых учреждений Европы, составленный с учетом данного показателя:

  • HSBC (Лондон, Великобритания). Розничная сеть включает порядка 3800 отделений, открытых в 66 государствах Европы, Азии, Африки, Южной и Северной Америки, и обслуживает 38 млн клиентов.
  • BNP Paribas (Париж, Франция). Ключевое направление работы – корпоративно-инвестиционный банкинг. Это предусматривает операционный и структурный лизинг, финансирование экспортных торговых сделок, широкий спектр операций с инвалютой и пр.
  • Barclays (Лондон, Великобритания). Финансовые аналитики позиционируют данную организацию как универсальный банк. То есть клиенты могут здесь не только размещать вклады, но и оформлять кредиты. Также Barclays эмитирует и обслуживает пластиковые карты, предоставляет услуги расчетно-кассового обслуживания, эквайринга, процессинга и т. д.
  • Deutsche Bank (Германия, правление находится во Франкфурте-на-Майне). По числу сотрудников и объему активов это крупнейший финансовый конгломерат ФРГ. Основное направление – инвестиционная деятельность. В данном сегменте банковского рынка на его долю приходится 20 %.
  • Credit Agricole (Франция, штаб-квартира в Париже). Организация имеет 3 уровня: дочерние предприятия, региональные банки, местные банки. В собственности Credit Agricole находится 39 корпоративных и розничных местных финансовых учреждений, в которых она контролирует 25 % капитала. Такая структура затрудняет управление организацией, однако позволяет получать во Франции на фондовой бирже скидки.
  • Royal Bank of Scotland (Эдинбург, Великобритания) – единственный на туманном Альбионе, который, кроме Банка Англии, имеет право чеканить денежные знаки.
  • Societe Generale (Париж, Франция). Этот банк представлен в 82 государствах мира, в которых он обслуживает более 30 миллионов клиентов. В 2011 году произошло присоединение его структурной единицы «Банк Сосьете Женераль Восток» к Росбанку. Россияне могут взять в долг необходимую сумму в этой новой финансовой организации в рублях и иностранной валюте, открыть текущий и депозитный счет, получить кредитную и дебетовую карту, разместить вклад и пр.
  • Grupo Santander (Испания, штаб-квартира в Сантандере). Данная финансовая структура включает более 780 компаний. Grupo Santander является титульным спонсором Гран-при Великобритании, Германии, Испании и Китая. Кроме того, выступает в качестве партнера таких команд, как Scuderia Ferrari и McLaren в “Формуле-1”.
  • Lloyds Banking Group (Лондон, Великобритания). Этот финансовый холдинг предоставляет не только услуги, стандартные для банковской деятельности, – потребительское и ипотечное кредитование. В сферу его интересов входит также страхование физлиц, юрлиц и рисков невозврата полученных клиентами займов.
  • ING Groep (Амстердам, Нидерланды). Данный финансовый институт оказывает розничные, инвестиционные и коммерческие банковские услуги. Помимо этого, он работает на страховом рынке. Также ING Groep предоставляет услуги в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее активно его деятельность происходит в странах Бенилюкс.
  • UBS (Цюрих, Швейцария). Крупнейший финансовый швейцарский холдинг UBS в 2011 году был внесен действующим при G20 Советом по вопросам финансовой стабильности в перечень 29 системно значимых для мировой экономики банков. По этой причине данная организация обязана соответствовать более строгим требованиям в отношении собственного капитала.
  • UniCredit (Милан, Италия). Начал свою деятельность в России в эпоху СССР – в 1989 году. По состоянию на 2019 год в РФ открыто 91 отделение этого банка. Для перечисления денежных средств на счета резидентов других стран СНГ используются межбанковские операции.
  • Nordea (Стокгольм, Швеция). В данной финансовой группе насчитывается более 1400 отделений в 19 государствах мира, обслуживаются 700 тысяч корпоративных и 10 миллионов частных клиентов. Перечень услуг, предоставляемых обычным гражданам, достаточно широкий: приват-банкинг, банковские сейфы, дебетовые карты, кредиты типа овердрафта, потребительские и ипотечные займы, автокредиты, вклады, ведение счетов.
  • Intesa Sanpaolo (Турин, Италия). Основные сферы деятельности этой финансовой группы на территории РФ такие:
  • торговое финансирование;
  • зарплатные проекты;
  • инвестиционное страхование жизни;
  • реализация программ господдержки среднего и малого бизнеса;
  • привлечение средств населения в виде вкладов;
  • документарный бизнес;
  • выпуск карт;
  • обслуживание счетов частных и юридических лиц;
  • кредитование.
  • Banco Bilbao Vizcaya Argentaria (Бильбао, Испания).Это вторая по величине после Santander финансовая группа Испании. Она предоставляет всем категориям клиентов широкий спектр услуг, начиная от управления счетами и заканчивая страхованием.
  • Standard Chartered (Лондон, Великобритания). Хотя штаб-квартира данной структуры находится в Лондоне, в Великобритании отделений она не имеет. Основная деятельность осуществляется в странах Азии и Африки, прежде всего в Гонконге и Сингапуре. Гонконгская «дочка» Standard Chartered входит в тройку банков, эмитирующих доллары этой страны.
  • Natixis (Париж, Франция). Создание на территории РФ филиала банка преследовало цель среднесрочного кредитования предприятий российского добывающего комплекса, экспортирующих природные ресурсы. Обслуживание физлиц не является приоритетным направлением деятельности данного финансового учреждения.
  • Commerzbank (Франкфурт-на-Майне, Германия). После приобретения в 2009 году Dresdner Bank данный банк вошел в число крупнейших кредитных учреждений ФРГ и Европы. Commerzbank предлагает иностранным компаниям профессиональную помощь в организации в РФ бизнеса и оказывает крупнейшим российским фирмам широкую номенклатуру финансовых услуг.
  • Danske Bank (Копенгаген, Дания). Список услуг этого банка на российском рынке включает следующие позиции:
  • таможенные и корпоративные карты;
  • торговое финансирование;
  • электронное банковское обслуживание;
  • услуги валютного контроля;
  • платежи в пределах России и за рубеж;
  • ведение счетов в различной валюте и др.

Обращаем ваше внимание на то, что в топ-10 не вошел ни один банк Швейцарии.

Заключение

На финансовом рынке нашей страны появляется все больше иностранных банков. Предоставляя наиболее выгодные условия по накопительным программам и кредитованию, они составляют серьезную конкуренцию отечественным аналогичным учреждениям. По мнению аналитиков, это явление, наряду с несомненными плюсами, негативно сказывается на российской экономике, ведь проценты по займам выводятся на счета зарубежных кредитных организаций.

Кроме того, отечественные банки вынуждены уменьшать ставки кредитования. Это, в свою очередь, ведет к снижению налогооблагаемой прибыли, из-за чего выплачиваемые в бюджет фискальные сборы тоже уменьшаются.

Топ 10 самых стабильных банков мира: Видео

Платежные системы Европейской системы центральных банков и Европейской банковской ассоциации являются очень важными элементами единой системы платежей зоны евро. В связи со все более тесным сотрудничеством российских и европейских бизнес-организаций, на наш взгляд, представляет интерес обзор становления и развития общеевропейских платежных систем. В статье рассмотрены основные компоненты и платежных систем зоны евро, а также ближайшие перспективы их развития. Кроме того, затрагиваются вопросы правового обеспечения европейских платежных систем и процесс формирования общего правового поля для эффективного и единообразного функционирования общеевропейских систем расчетов.

История создания Европейского Союза и Европейской системы центральных банков

История создания Европейского Союза насчитывает несколько десятилетий. В 1952 году несколько стран Европы заключили об объединении деятельности в области производства угля и стали. Одним из важнейших экономических соглашений 50-х годов явился Римский (март 1957 г.), согласно которому в 1958 году было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), членами которого стали шесть стран (ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Италия). В 1973 году ЕЭС пополнилось еще тремя участниками - Данией, Ирландией и Великобританией, в 1981 году к Сообществу присоединилась Греция, а в 1987 году - Испания и Португалия. В 1992 году в Маастрихте был подписан договор о создании Европейского Союза (ЕС), преобразовавшегося из ЕЭС. В 1995 году после заключения Маастрихтского договора к ЕС присоединились еще три страны - Австрия, Финляндия и Швеция.

В Маастрихтском договоре указано, что любой гражданин государства - члена ЕС является гражданином Европы и владельцем европейского паспорта. Все граждане стран ЕС пользуются едиными правами.

В ЕС созданы общие межгосударственные структуры (организации). К этим организациям относятся: Совет ЕС, Европейская комиссия (ЕК), Европейский парламент, Комитет по экономическим и социальным вопросам, Европейский суд.

Однако не все страны, подписавшие Маастрихтское соглашение и вошедшие в ЕС, стали членами Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Дело в том, что для вступления в ЕЭВС претенденты должны соответствовать установленным Маастрихтским договором критериям конвергенции, а также изъявить желание вступить в этот союз.

При подписании Маастрихтского договора было принято решение о передаче полномочий в области проведения единой денежно-кредитной политики от национальных центральных банков стран - участниц ЕЭВС к Европейскому центральному банку (ЕЦБ), который был образован 1 июня 1998 года. ЕЦБ является самым молодым центральным банком в мире, однако он унаследовал надежность и опыт всех национальных центральных банков зоны евро. ЕЦБ и национальные центральные банки образовали Европейскую систему центральных банков.

Страны ЕС, которые хотят присоединиться к зоне евро, смогут это сделать только при условии достижения критериев конвергенции. От ЕЦБ требуется дать заключение о достигнутом страной уровне конвергенции показателей ее развития до того, как она присоединится к зоне евро.

Высшим органом, отвечающим за принятие решений, является Совет ЕЦБ. Он состоит из дирекции ЕЦБ и президентов национальных эмиссионных банков государств - участников зоны евро. Совет ЕЦБ принимает решения о курсе денежной политики, об инструментах денежной политики, финансовой инфраструктуре, основных принципах эмиссии наличных денег, а также по другим вопросам единой европейской денежно-кредитной политики.

При голосовании в Совете ЕЦБ действует принцип «один участник - один голос». Голоса всех участников равноценны вне зависимости от того, насколько велика экономика страны, которую они представляют. ЕЦБ выступает в качестве «ведущего надзорного органа» для наднациональных платежных систем, а также в качестве партнера по надзору над системами за пределами еврозоны.

Европейская система центральных банков ставит перед собой следующие цели:

  • разработка и проведение единой денежно-кредитной политики;
  • осуществление валютных операций;
  • хранение и управление официальными валютными резервами стран - участниц ЕЭВС;
  • обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем.

В 1985 году восемнадцать коммерческих банков и Европейский инвестиционный банк при поддержке Европейской комиссии и Банка международных расчетов сформировали Европейскую банковскую ассоциацию (EBA - Euro Banking Asso- ciation).

За годы своего существования Европейская банковская ассоциация в сотрудничестве с ЕЦБ, Банком международных расчетов и центральными банками европейских стран внесла существенный вклад в улучшение платежной инфраструктуры и финансовых рынков европейской зоны, совершенствуя систему клиринговых расчетов.

Кроме вышеуказанных банковских организаций в Европе функционируют следующие банковские союзы:

Федерация европейских банков (European Banking Federation);

Объединение европейских сберкасс (European Savings Banks Group);

Европейское объединение банковских товариществ (European Association of Cooperative Banks).

В 1992 году Федерацией европейских банков был создан Европейский комитет по банковским стандартам (ECBS) и Комиссия по стандартизации, целью которых является совершенствование технической инфраструктуры банков.

Работа над объединением европейских платежных систем началась в 1993 году, когда Европейский валютный институт (предшественник ЕЦБ) подготовил отчет по минимальным общим условиям.

В этом документе были изложены основные принципы, необходимые для организации общей системы расчетов и платежей. Они предназначались для создания одинаковых условий для всех участников (доступ в систему, предотвращение риска, правовые вопросы, стандарты цен на услуги, операционное время).

Общеевропейские платежные системы

В настоящее время общеевропейская система расчетов и платежей состоит из системы валовых расчетов ЕЦБ и нескольких систем расчетов, которые функционируют под эгидой ЕБА. Эти системы представляют собой наиболее динамично развивающийся рынок платежных и расчетных услуг 1 .

1 января 1999 года ЕЦБ была создана система ТАРГЕТ (TARGET - Trans-European Automated Real-Time Gross Settlement Express Transfer System) - транснациональная автоматическая система расчетов при проведении крупных платежей в режиме реального времени.

ТАРГЕТ - это децентрализованная система, которая базируется на национальных системах валовых расчетов в режиме реального времени стран, использующих для расчетов евровалюту. ТАРГЕТ является одним из самых масштабных и важных проектов по объединению зоны евро.

Основными целями системы ТАРГЕТ являются:

  • создание надежного и безопасного механизма для осуществления трансграничных платежей;
  • повышение эффективности платежей между странами ЕС;
  • оказание содействия ЕЦБ в проведении единой денежно-кредитной политики.

Три основополагающих принципа системы ТАРГЕТ:

    1) минималистский подход;

    2) децентрализация;

    3) ориентированность на рынок.

Минималистский подход предполагает максимальное использование тех систем и инфраструктуры, которые уже существуют в каждой стране ЕС.

Децентрализация связана с тем, что было необходимо сохранить существующую банковскую практику в каждой стране. Основная причина децентрализации заключается в том, что расчеты проводятся по счетам, которые каждый из коммерческих банков имеет в своем национальном центральном банке, так как в ЕЦБ у коммерческих банков нет счетов.

Ориентированность на рынок означает, что обязательное использование системы ТАРГЕТ требуется только для расчетов по операциям, связанным с денежно-кредитной политикой. Остальные платежи могут проводиться как через ТАРГЕТ, так и через другие платежные системы.

Инфраструктура платежного оборота в зоне евро характеризуется параллельным существованием различных европейских платежных систем. Каждое государство - член Европейского Союза поддерживает систему валовых расчетов в режиме реального времени (Real-Time Gross Settlement - RTGS) для проведения платежей в евро. 16 национальных систем RTGS связаны между собой техническими линиями связи и вместе образуют платежный механизм, поддерживаемый ЕЦБ. Одной из основных задач было создание общих условий для всех стран-участниц, поэтому все кредитные организации получили право доступа проводить платежи через ТАРГЕТ.

В системе ТАРГЕТ используются связующие интерфейсы и связующая сеть между национальными системами и основной центральной сетью. Эта связующая система построена на основе системы финансовых сообщений Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций - SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication).

Общими техническими чертами системы ТАРГЕТ являются:

  • использование форматов сообщений SWIFT;
  • совмещенный интерфейс между национальной сетью и связующей сетью;
  • минимальные требования по обеспечению безопасности систем;
  • общие рабочие характеристики.

Система ТАРГЕТ предусматривает получение ее участниками дополнительных ликвидных средств, которые могут быть задействованы для осуществления платежей. Ликвидность - это необходимое условие для нормального функционирования системы расчетов. Центральные банки предоставляют всем участникам беспроцентные внутридневные кредиты в неограниченном количестве под соответствующее обеспечение. Причем кредит может быть использован в течение рабочего дня неоднократно.

В качестве обеспечения принимаются все активы, которые используются при проведении операций рефинансирования. Для того чтобы унифицировать условия получения таких кредитов для всех стран, входящих в зону евро, подготовлен перечень активов, которые могут выполнять функции залогового средства.

Виды расчетных операций, обрабатываемых ТАРГЕТ:

    Платежи, непосредственно связанные с операциями центральных банков, в которые вовлечена евросистема, или на стороне получателя, или на стороне отправителя;

    Расчетные операции неттинговых систем крупных переводов, работающих в евро;

    Платежи в евро между клиринговыми банками;

    Межбанковские и клиентские платежи в евро.

В течение нормальной обработки все платежи рассматривают одинаково, то есть нет никакого верхнего или нижнего предела размера платежей.

В конце 1998 года Европейская банковская ассоциация (ЕБА) разработала систему расчетов (EURO1), опираясь на техническую платформу SWIFT. Система EURO1 предназначена для перевода крупных платежей. В дополнение к EURO1 ЕБА разработала платежную систему STEP1, которая предназначалась для перевода небольших розничных платежей. Эта система разрабатывались как часть общей программы S.T.E.P.S. (Straight Through Euro Payment System), целью которой является обеспечение полного диапазона платежных услуг в европейской и панъ-европейской расчетной среде. В конце 2000 года ЕБА передала систему STEP1 своей клиринговой организации.

Клиринговая организация ЕБА (EBA CLEARING) была образована в июне 1998 года, ее учредителями стали 52 крупнейших европейских и международных банка. Первоначальной целью этой организации являлась эксплуатация системы EURO1.

Программа S.T.E.P.S. продолжалась разработкой платежной системы STEP2 как панъ-европейской автоматизированной клиринговой системы для международных и внутригосударственных массовых платежей в евро. В начале 2003 года ЕБА передала STEP2 в эксплуатацию клиринговой организации ЕБА.

Указанные системы были разработаны, чтобы стать основными элементами для создания единого платежного пространства зоны евро (SEPA - Single Euro Payments Area).

В настоящее время клиринговая организация ЕБА насчитывает 70 банков-акционеров. Она обеспечивает работу систем EURO1, STEP1 и STEP2, которые предлагают услуги по переводу крупных и мелких платежей, а также клиринговых расчетов банковскому сообществу в Европейском Союзе. EBA CLEARING постоянно совершенствует свои технические и технологические предложения по предоставлению платежных услуг, чтобы удовлетворять потребности банков в едином платежном пространстве.

Правовые основы функционирования европейских платежных систем

Комплекс правовых норм в системе платежных и расчетных взаимоотношений европейских стран состоит из следующих категорий:

  • международные нормы;
  • положения частного права;
  • положения общественного права.

Международные нормы определяются директивами ЕС и другими нормативными документами, регулирующими трансграничные расчетные взаимоотношения, в которых рассматриваются:

    Вопросы координации банковского права;

    Услуги по ведению платежных операций;

    Защита интересов участников платежных систем;

    Функциональные характеристики взаиморасчетов и сохранность расчетных средств;

    Создание правовой защищенности участников и клиентов платежных систем;

    Общевропейские нормы заграничных переводов;

    Правовые нормы конечных взаимных расчетов в системах платежей;

    Ускорение заграничных переводов;

    Улучшение прозрачности платежного оборота для клиентов;

    Равенство при оплате заграничных транзакций с одинаковыми транзакциями внутри страны;

    Вопросы общих норм обращения евро;

    Правила расчетов по ценным бумагам;

    Международные соглашения, регламентирующие правила вексельного и чекового обращения.

Положения частного права представляют собой национальные нормы, определяющие общегражданские правовые отношения.

К ним могут относиться законодательные акты, например такие, как:

  • гражданский кодекс;
  • закон о переводах;
  • коммерческий кодекс;
  • закон о чековом обращении;
  • закон об обращении векселей;
  • закон об общих правилах хозяйственной деятельности.

Кроме вышеперечисленных законодательных документов к нормам частного права также относятся документы, регулирующие договоры и соглашения между участниками расчетов и платежей, а также общие и специальные правила ведения хозяйственной деятельности.

Положения общественного права, как правило, представлены:

    Законами о центральном банке страны или другом органе, осуществляющем регулирование и надзор за банковской и финансовой деятельностью в стране;

    Законами о кредитных организациях, банковских операциях, финансовых услугах и сделках;

    Законом о противодействии отмыванию денег;

    Различными положениями о налогах и платежах.

Нормы и законы частного и общественного права могут варьироваться в зависимости от страны, которая входит в Европейский Союз, поэтому разрабатываются специальные международные европейские нормативные акты. Эти документы устанавливают задачи национальных законодательств в сфере осуществления платежей.

Договор о создании Европейского Союза определяет основные задачи Европейской системы центральных банков, которые состоят в том, чтобы способствовать беспрепятственному функционированию системы платежей. Устав Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка устанавливает, что ЕЦБ имеет право выпускать постановления с целью обеспечения эффективности и надежности расчетной и платежной систем в рамках сообщества и при совершении операций с третьими странами.

Устав ЕСЦБ определяет одну из ее основных задач как обеспечение бесперебойного функционирования платежного оборота. Совет управляющих ЕЦБ, в который входят управляющие национальными центробанками и члены совета директоров ЕЦБ, разрабатывает единую политику в сфере платежного оборота, не делая при этом различий между системами расчетов на крупные суммы и системами розничных платежей.

В основе технологии функционирования общеевропейских платежных систем лежит документ «Ключевые принципы для системно значимых платежных систем» 2 . Постановления, директивы и законы ЕС, регламентирующие работу платежных систем, направлены на формирование единой системы правовых отношений в зоне ЕС и выполнение принципов организации расчетов и платежей, изложенных в документах Банка международных расчетов.

Порядок работы платежных систем на базе «электронных денег» регламентируется в специальных нормативных документах ЕС, которые раскрывают вопросы терминологии, требования к функционированию, контроль эмитента, защиты и технической надежности, правовые соглашения, а также другие функциональные характеристики электронных платежных средств.

Развитие европейских платежных систем

В мае 2002 года Европейский платежный совет (ЕПС) поставил целью создание к 2010 году единой европейской системы расчетов. В сентябре 2005 года ЕПС одобрил единые принципы расчетов с использованием платежных карт и ввел стандарты кредитных переводов и прямых списаний денежных средств. В декабре 2005 года ЕК приняла директиву по оказанию платежных услуг, которая устраняет правовые разногласия при осуществлении расчетов.

Директива позволяет поставщикам платежных услуг действовать в масштабах еврозоны, а также упорядочивает работу платежных систем. Кроме того, открывается доступ к платежным рынкам некредитным учреждениям. Директива не затрагивает существующий порядок расчетов с использованием электронных средств связи и платежные услуги почтовых отделений, а также операции по обмену валют, дорожные чеки и услуги инкассо. Поставщики платежных услуг могут предлагать альтернативные способы расчетов и будут конкурировать с кредитными учреждениями, осуществляя платежи любыми средствами, в том числе по мобильным телефонам и через Интернет. Ключевым элементом директивы является ограничение срока платежной операции в еврозоне одним днем.

Однако сама директива не сможет сократить срок платежных операций даже до трех дней без наличия единого стандарта расчетов и надлежащей платежной инфраструктуры. Эти задачи намечено реализовать в 2006–2007 годах, чтобы к 2008 году иметь общеевропейскую систему расчетов и создать единое европейское платежное пространство (SEPA) к 2010 году.

В настоящее время в основе европейских трансграничных платежей лежат корреспондентские отношения между банками. Банки договариваются о заключении дву- сторонних сделок. Они стремятся отправить платежи с наименьшими затратами и при этом получить как можно больше платежей, увеличивая тем самым комиссионные. Доходы банка включают, как правило, средства в расчетах, межбанковские комиссионные, доходы от конвертации валюты, сборы с клиентов, а иногда и компенсационные выплаты посредников.

Создание единого европейского платежного пространства призвано изменить ситуацию следующим образом. Платежи в рамках SEPA станут внутренними с соответствующим ценообразованием. Новое законодательство ограничивает возможности получать доходы от расчетных операций и межбанковских комиссионных, поэтому банкам теперь придется уделять основное внимание обработке платежей наиболее эффективным и надежным способом в целях снижения затрат.

До последнего времени мировая банковская корреспондентская сеть претерпевала лишь незначительные изменения. В рамках SEPA ситуация будет выглядеть существенно иначе. Во-первых, SEPA может побудить мировое сообщество, включая государственные органы и сами банки, искать способы снижения стоимости международных переводов. Во-вторых, для многих европейских банков большинство платежей станут внутренними. В-третьих, создание SEPA может послужить импульсом к развитию инновационных моделей бизнеса.

С октября 2002 года среда системы ТАРГЕТ переживает перелом в развитии в связи с тем, что Совет ЕЦБ утвердил основные пункты обновленной версии системы ТАРГЕТ. Решение Совета ЕЦБ предусматривает, что система ТАРГЕТ2 (новая версия системы) будет состоять из нескольких отдельных и одной общей платформы (Single Shared Platform - SSP). Европейское банковское сообщество также однозначно высказалось в пользу введения общей платформы. Начало эксплуатации ТАРГЕТ2 пилотной группой намечено на 1 января 2007 года, переход остальных стран - участниц ЕС на новую версию системы будет осуществлен в течение 2007 года.

Основа развития ТАРГЕТ2 определяется задачей создания единого европейского платежного пространства, которое предполагает гармонизацию инфраструктуры, интерфейсов и функциональности, единообразие системы менеджмента, общую систему управления ликвидностью, а также единые цены. Кроме этого, на развитие системы оказывает влияние расширение ЕС, которое предполагает использование общей платформы платежных операций для стран - новых членов ЕС 3 вместо децентрализованной структуры, включающей национальные платежные системы.

Модульное построение ТАРГЕТ2 предполагает наличие обязательных и дополнительных модулей. Обязательные модули предоставляют полный спектр услуг по производству расчетов и информационному обеспечению платежных операций. Дополнительные модули позволяют проводить операции со счетом в национальном центральном банке, осуществлять управление базой данных клиентов, использовать хранилище данных (warehouse), а также предоставляют возможность управления минимальными резервами.

Принципы функционирования ТАРГЕТ2:

    Контакты с клиентами децентрализованы (между кредитной организацией и ее родным центральным банком);

    Бухгалтерский учет, управление резервами и операции, связанные с денежной политикой, осуществляются на уровне национального центрального банка.

Развитие европейской системы клиринговых расчетов связано с реализацией проекта общеевропейской клиринговой палаты (Pan-European Automated Clearing House - PE-ACH).

При рассмотрении различных архитектурных моделей, которые могут быть установлены для обработки массовых платежей, учитывая нужды банков, работающих в Европейском Союзе и потенциально использующих местные автоматизированные расчетные палаты в своих странах, для реализации системы клиринговых расчетов была выбрана модель PE-ACH. Согласно определению ЕПС она была выбрана по следующим шести критериям.

1. Скорость и надежность обработки платежей: централизованная модель обеспечивает схожие внутри- и внешнегосударственные обработки платежей, избавляясь при этом от разделения в качестве (уровне) обслуживания и делая возможными неприбыльные, но эффективные операции. Такая модель также больше подходила бы к будущим модернизациям (переделкам) ее систем (убыстрение продаж, большая гибкость).

2. Эффективность ликвидности: эффективная модель позволяет финансовым институтам оптимизировать их использование ликвидности.

3. Уровни операционных расходов: централизованная модель позволяет достичь наименьших расходов посредством наивыс-ших мер экономии.

4. Уровень инвестиций и легкость реализации: ожидается, что модель PE-ACH должна быть наиболее дешевой, обладая наименьшей сложностью, и может быть реализована за наименьший промежуток времени.

5. Потенциальные возможности к интеграции: модель PE-ACH способна наилучшим образом облегчить последовательную интеграцию местных систем в единую структуру, ориентированную на будущее, сохраняя при этом капиталовложения, уже осуществляемые местными автоматизированными расчетными палатами.

6. Степень открытости: правильный подход к корпоративному управлению гарантирует открытый законный доступ ко всем финансовым институтам Европейского Союза.

ЕЦБ постоянно отслеживает новые технологические разработки в области платежных систем, чтобы строить Европейскую систему расчетов и платежей в соответсвии с самыми передовыми научными и техническими достижениями. Для целей исследования в структуре ЕЦБ создано специальное подразделение - Центр наблюдений за электронными платежными системами (ePSO - e-PAYMENT SYSTEMS OBSERVATORY) 4 .

Целями функционирования ePSO являются:

    Развитие информационных обменов в области электронных платежных систем;

    Отслеживание разработок в данной области;

    Использование полученной информации как базы для денежно-кредитной политики.

1 Информация по развитию и функционированию платежных систем ЕС представлена на основе материалов и публикаций, размещенных на официальных web-сайтах ЕЦБ (www.ecb.int) и ЕБА (www.abe.org). В рамках настоящей статьи не рассматриваются системы на базе платежных карт, валютного обмена и расчетов по ценным бумагам.

2 См.: Доклад рабочей группы по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам при Банке международных расчетов «Ключевые принципы для системно значимых платежных систем» // Вестник Банка России, 2002, № 18–19.

3 Расширение Европейского Союза продолжалось до мая 2004 г., 10 новых стран стали его членами: Чешская Республика, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Румыния, Мальта, Польша, Словения и Словакия. Последней к системе ТАРГЕТ была присоединена RTGS-система Центрального банка Польши (SORBNET-EURO) в марте 2005 г.

4 Более подробно о функционировании Центра наблюдений за электронными платежными системами ЕСБ можно ознакомиться на его официальном web-сайте (www.e-pso.info).

На рубеже двух тысячелетий стала проявлять себя тенденция к созданию многополярного мира.

Европа тоже стала играть ту роль, которую она играла когда-то до Второй мировой войны.

США были единственной в мире страной, которая вышла с той войны, получив экономические преимущества в системе международных экономических отношений. Европа была почти полностью разрушенной, потеряла из-за войны свой золотой запас, и нуждалась в кредитах.

В результате этой зависимости Европы от США, изменился характер мировых денежных систем. Доллар стал мировой резервной валютой, а отмена золотого стандарта в 70-е годы XX века, в том числе и отказ от золотого стандарта в 1992 году в России, полностью подчинили все мировые валюты денежной системе США.

Но затем усилившаяся интеграция, и, как следствие этого, - возросшее влияние Европы во всем мире, включая образование Европейского союза, поставили на повестку дня вопрос о создании единой валюты для европейских стран. В результате интеграции, евро теперь, постепенно, становится одной из резервных валют, эффективно конкурирующих с долларом. Его соотношение с долларом, в XXI веке обнаруживает тенденцию к усилению этой новой валюты.

Создание зоны евро, логически вело к созданию единого центрального банка, координирующего эмиссию этой валюты и вырабатывающей общую денежно-кредитную политику для Европейской системы центральных Банков.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) был основан в 1998 году Соглашением 11 государств. Европейская система центральных банков состоит из Европейского Центрального Банка и центральных банков государств-членов системы.

Все центральные банки, которые присоединились к договору, образуют систему центральных банков. Вопрос о системности считается важным, поскольку включившиеся в систему центральные банки, остаются, но только как ее интегрированные части.*(201)

Цели системы закреплены Соглашением об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.*(202) Характерно, что в статье 2 Устава сказано, что в соответствии с требованиями статьи 105(1) этого Соглашения, первой целью системы должно быть поддержание ценовой стабильности.*(203) В Уставе закреплено, что, не противореча цели стабильности цен, стратегия ЕЦБ поддерживает основные экономические направления политики Европейского Сообществе с целью внесения вклада в достижение целей этого Сообщества.*(204)

Как отметил в одном из интервью Президент ЕЦБ, главное - это обеспечение стабильности цен: "ЕЦБ является независимой инстанцией. Мы верны своей цели по обеспечению ценовой стабильности. Обеспечивая ценовую стабильность, мы делаем возможным возникновение финансовых условий, благоприятных для экономического роста и создания рабочих мест. Иногда нам рекомендуют повысить ставки, иногда - снизить или сохранить их на прежнем уровне. Относительно нашей нынешней позиции 6 октября в Афинах я говорил, что процентная ставка в 2% все еще адекватна. Опять-таки наши полномочия заключаются в обеспечении ценовой стабильности. Это наш долг перед жителями Европы, которые считают ее крайне важной".*(205)


Обратим внимание на то, что на первое место в деятельности ЕЦБ ставится "долг перед жителями Европы".

Мы знаем, что европейские государства - это социальные государства. Здесь ничто не цениться так высоко публичными институтами, как отношение к ним со стороны граждан.

Хорошо бы, чтобы и в России руководство Банка России точно также, подобно тому, как это делает ЕЦБ, на первое место ставило свою обязанность по отношению к жителям России. Однако в России - иначе. Банк России обычно не ставит так вопрос. Чаще всего в интервью руководителей Банка России слышится озабоченность другим, Тем, что интересует его вместе с сырьевыми компаниями, - слишком высоким курсом рубля. Сильный рубль, - это его высокая покупательная способность, которая сегодня так нужна россиянам. Но Банк России теперь добился отмены в Федеральном законе этой обязанности, - обязанности поддерживать покупательную способность рубля. Дальше мы еще об этом скажем подробно, когда будем рассматривать цели и функции Банка России. Пока же вернемся к канве рассуждений о ЕЦБ.

Система европейских центральных банков действует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией. Она поддерживает эффективное распределение ресурсов.

Задачи ЕЦБ, реализуемые через осуществляемыми при помощи центральных банков, включенных в эту систему:

Определение и реализация валютной политики Европейского Сообщества;

Проведение международных обменных операций в соответствии с положениями статьи 111 настоящего Соглашения;

Владение и распоряжение официальными резервами государств-членов в иностранной валюте;

Способствование плавному функционированию платежных систем.

Реализуя свои властные полномочия по достижению поставленных перед ними целей, ни Европейский Центральный Банк, ни национальные центральные банки, ни какой-либо член их руководящих органов не должны испрашивать или получать указания от институтов или руководства Сообщества, от любого правительства государства-члена или от любого другого органа власти. По уставу, и органы Сообщества, и правительства государств-членов обязаны уважать этот принцип и не должны пытаться влиять на членов руководящих органов Европейского Центрального Банка или национальных центральных банков при осуществлении ими своих задач.

Европейский Центральный Банк - юридическое лицо.

Руководящие органы Европейского Центрального Банка, - Управляющий совет и Исполнительный комитет.*(206)

Управляющий совет состоит из членов Исполнительного комитета Европейского Центрального Банка и Управляющих национальных центральных банков. Только члены Управляющего Совета, имеют право голоса. Каждый из них имеет один голос. При голосовании они должны присутствовать лично. Решения принимаются простым большинством. В случае равенства голосов, голос Президента - решающий.

Исполнительный комитет: Президент, Вице-президент и четыре других члена. Они исполняют свои обязанности на постоянной основе. Им запрещено заниматься какой бы то ни было оплачиваемой деятельностью. Ни один член Исполнительного комитета не может заниматься никакой деятельностью, кроме как в исключительном порядке по разрешению Управляющего совета.

Президент, Вице-президент и другие члены Исполнительного комитета назначаются по общему согласию правительств государств-членов по рекомендации Совета, и после консультации с Европейским парламентом и Управляющим советом. Срок их полномочий - 8 лет. Этот срок не продлевается. Членами Исполнительного комитета могут быть только граждане государств-членов.

Управляющий совет определяет ориентиры банковской деятельности, формирует валютную политику, и принимает решения в целях решения задач Европейской систему центральных банков. А затем Исполнительный комитет реализует валютную политику в соответствии с ориентирами и решениями, Управляющего совета.

Исполнительный комитет дает соответствующие указания центральным банкам.

Итак, обобщая приведенные выше сведения по некоторым странам, можно сделать вывод, что организационно-правововая форма центрального банка вообще, а значит, и Банка России в частности, не является, раз навсегда данной и может совершенствоваться. Правовые формы и внутренние организационные структуры центральных банков весьма разнообразны, что создает возможность экспериментирования.

Однако при всем разнообразии центральных банков есть некоторые общие закономерности, которые нужно учитывать в процессе совершенствования правового статуса Банка России.

Во-первых, это забота центральных банков о гражданах своих стран, о стабильности цен.

Во-вторых, это широкое представительство социальных интересов, которое находит законодательное закрепление в организации центральных банков.

В-третьих, это наличие механизмов контроля со стороны общества и его институтов за деятельностью Центробанка, с тем чтобы его практические цели не расходились с целями гражданского общества. Тем самым обеспечивается необходимая прозрачность в организации и в функционировании центральных банков.

В той или иной форме российское банковское законодательство должно учитывать эти общие закономерности. При этом в условиях переходной экономики, как уже говорилось, существует возможность, начиная как бы с нуля (пока еще нет никаких банковских традиций), создать более совершенную организацию центрального банка.

Принимая во внимание приведенное выше определение банковской системы, можно сделать вывод, что банковская система государств - участников ЕС - это двухуровневая централизованная банковская система, включающая в себя совокупность кредитных организаций, деятельность которых регулируется нормами банковского права ЕС (в том числе обособленные подразделения (филиалы и представительства) и дочерние банки европейских кредитных организаций, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории Союза и вне нее). На первом уровне находится руководящий орган, определяющий и проводящий общую валютную политику государств - членов ЭВС (ЕСЦБ), а на втором - все кредитные организации, деятельность которых регулируется нормами европейского банковского права.

Существует мнение, что европейскую банковскую систему следует рассматривать как трехуровневую, на первом уровне которой находится ЕЦБ, на втором - подчиненные ему национальные центральные банки, а на третьем - коммерческие кредитные организации. С таким подходом нельзя согласиться по одной простой причине. Дело в том, что ЕСЦБ - это единый орган, состоящий в соответствии со ст. 1 Протокола об уставе ЕСЦБ и ЕЦБ из ЕЦБ и национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов европейского ЭВС. Самостоятельность НЦБ в значительной степени ограничена. Национальные центральные банки, по сути, выполняют функцию территориальных учреждений ЕСЦБ, подчиненных единой администрации в лице ЕЦБ. Для государств - членов ЭВС появление ЕСЦБ на практике означало укрупнение руководящих уровней национальных банковских систем и их слияние в единый руководящий орган, регулирующий валютную политику всего ЭВС.

В некоторых государствах-членах существуют специализированные органы банковского надзора. Эти организации являются элементами национальных банковских систем, но при этом сохраняют формальную структурную независимость от НЦБ и ЕСЦБ. Так, например, в ФРГ надзор за банковской деятельностью осуществляется Федеральным органом банковского надзора (Bundesaufsichtsamt fur Kreditwesen). Это специализированное ведомство осуществляет широкий круг надзорных полномочий в сотрудничестве с Федеральным банком ФРГ, однако только ему принадлежит право применения санкций к кредитным организациям, допускающим в своей деятельности те или иные нарушения, в том числе и нарушения положений банковских директив Совета ЕС . Следует иметь в виду, что национальные органы банковского надзора (будь то центральные банки или специализированные надзорные ведомства) - это лишь административные органы, обеспечивающие соблюдение правовых норм, не влияющие на формирование и проведение общей денежно-кредитной и валютной политики Союза.

Можно с уверенностью сказать, что в рамках ЭВС существуют условия, необходимые для формирования и развития единой централизованной банковской системы.

В ЕС действуют единые стандарты правового регулирования банковской деятельности, установленные актами вторичного права ЕС. Таким образом, все кредитные организации в ЕС находятся в одном правовом поле и соответствуют общим требованиям, установленным на наднациональном уровне. Конечно, было бы не вполне корректно говорить о наличии в ЕС единого правового режима банковской деятельности, охватывающего все ее аспекты. Тем не менее можно с уверенностью говорить о существовании общих основ единообразного регулирования банковской деятельности, которые служат базой для дальнейшей гармонизации банковского законодательства государств - членов Союза.

В ЕС существует единый орган, регулирующий денежно-кредитную и валютную политику ЕС - ЕСЦБ. Специфика европейской банковской системы заключается в том, что пока не существует прямой зависимости и административного подчинения национальных кредитных организаций основному руководящему органу ЕСЦБ - ЕЦБ .

Согласно ст. 127 ДФЕС главной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Без ущерба цели стабильности цен ЕСЦБ предоставляет свою поддержку общей экономической политике в ЕС, чтобы способствовать достижению целей последнего, как они определены в ст. 3 ДЕС. ЕСЦБ действует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, создавая благоприятные условия для эффективного распределения ресурсов.

Важнейшей характеристикой правового положения ЕЦБ является его независимость. Согласно ст. 282 ДФЕС ЕЦБ обладает правосубъектностью. Только он уполномочен санкционировать эмиссию евро. Он независим при осуществлении своих полномочий и при управлении своими финансами. Институты, органы и учреждения Союза, а также правительства государств-членов соблюдают эту независимость. Необходимо отметить, что в нашей стране независимость Байка России закреплена в ст. 75 Конституции РФ. Эта доктрина была инициирована и практически осуществлена прежде всего усилиями экономистов в рамках конституционной экономики. Более того, руководители центральных банков ведущих стран на симпозиуме, проведенном в 2000 г., в честь 200-летия Банка Франции, сформулировали концептуальный подход к независимости, очень напоминающий некоторые взгляды Бьюкенена. Так, Президент Банка Франции Жан Клод Тришет заявил, что центральные банки не входят ни в какую ветвь власти и ответственны за свою деятельность непосредственно перед всеми гражданами своей страны .

Именитые финансисты, не забывая иногда упомянуть священное имя Монтескье, но не очень при этом заботясь о конституционно-правовом содержании своих речей, прямо заявили, что центральные банки, ответственные за печатание денег, создание золотовалютных резервов и борьбу с инфляцией, не должны находиться в подчинении у законодательной и исполнительной ветвей власти, с тем чтобы избежать влияния сиюминутных политических интересов на долговременные финансовые интересы страны. Пример доктрины независимости центральных банков показывает: наука конституционного права должна «догонять» конституционную экономику, одновременно переосмысливая многие традиционные доктрины, начиная с доктрины разделения властей.

В рамках ЭВС существует единая валютная система, основанная на общеевропейской денежной единице евро, используемой для целей учета и отчетности кредитных организаций.