Экономические системы и их сущность. Типы и модели экономических систем

Выделяют четыре модели экономики:

  • Традиционная система основана на распределении всех благ с учетом классовой принадлежности. Старые обычаи и традиции с преобладанием ручного труда, который характеризуется примитивной обработкой земли, продолжают использоваться в слаборазвитых странах.
  • Командная или административная модель базируется на государственной собственности и контроле результатов использования материальных ресурсов. Все решения, касающиеся производства, распределения или потребления, принимает государственная власть. Ярким примером командной модели является коммунистический строй в СССР.
  • Капиталистическая или рыночная модель опирается на личные интересы. Ее часто называют капитализмом свободной конкуренции или чистым капитализмом. Характерная черта модели — невмешательство правительства в экономику. Все ресурсы и результаты деятельности считаются частной собственностью.
  • Смешанная модель предполагает взаимодействие государственного влияния с экономической свободой предпринимателей. Производители и работающее население имеют возможность самостоятельно выбрать сферу деятельности и компанию для трудоустройства.

Национальные экономические модели

Каждая система имеет свои характерные особенности организации хозяйства, связанные с национальными различиями. Они отличаются историческими условиями развития, традициями и обычаями населения, географическим положением, наличием природных ресурсов и множеством других факторов. Но кроме отличий есть и общие черты, среди которых: различные формы собственности, наличие предпринимательской деятельности, стремление к свободной конкуренции и независимому ценообразованию, а так же наличие государственного регулирования. Известны семь национальных экономических моделей:

  • Американская модель основана на поощрении предпринимательской деятельности, что ведет к обогащению более активного населения. Малообеспеченные слои населения получают поддержку государства посредством субсидий и льгот. В результате наблюдается ощутимое различие оплаты труда между рабочими и руководителями, а население делится на богатых и бедных.
  • Японская модель характеризуется долгосрочным планом развития и высоким уровнем влияния государства в основных направлениях экономики. Национальное самосознание выражается в готовности населения пожертвовать своими доходами и благами ради процветания страны. По сравнению с американской моделью разрыв в заработной плате между главой компании и служащим незначителен.
  • Южнокорейская модель имеет общие черты с японской моделью, которые выражаются в активном участии государства, планировании развития. Для сокращения безработицы созданы специальные программы, эффективно работают фонды стабилизации цен.
  • Немецкая модель имеет сходства социально-экономического содержания с японской моделью. Воздействие государства ориентировано на удовлетворение социальных потребностей в виде налоговых послаблений для начинающих предпринимателей и выплате пособий по безработице.
  • Западноевропейская модель отличается повышенным вниманием к социальным нуждам, созданию инфраструктуры и межгосударственной интеграции.
  • Шведская модель базируется на сокращении имущественного неравенства посредством перераспределения доходов. Активное участие государства заключается в поддержке низкого уровня безработицы, установлении фиксированных цен и обеспечении стабильности.
  • Китайская модель — это яркий пример смешанной экономики, где рыночная система функционирует в рамках государственного регулирования.

Таким образом, выявление схожих черт в различных экономических системах не препятствуют проявлению специфических особенностей в национальных моделях экономики.

В последние столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках экономического субъекта на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается на основе традиционно сложившихся форм и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30--40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики .

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность -- активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая) господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы, в ряде азиатских государств и других странах мира. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям -- промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Кроме существующих обширных систем, в каждой из них существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют много­образные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Для каждой экономической системы характерны свои на­циональные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной экономической системы характерными были советская, китайская, югославская и дру­гие модели. Современной капиталистической системе также присущи различные модели.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использова­нии с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели экономических систем. Из них наиболее ярко выражающейся DII Ценностью командно-административной системы является китайская модель.

Китайская модель связана с реформированием сельского хозяйства - переходом от «народных коммун» к системе семейного подряда. Этот процесс завершился к концу 1984 г. Выли образованы семейные крестьянские хозяйства на земле, переданной им в пользование на 15-20 лет, а кое-где до 30 лет. Из произведенной продукции часть сдают государству по договорам, часть - в счет налогов, часть - в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию используют по сво­ему усмотрению.

В современных условиях происходит объединение мел­ких семейных крестьянских хозяйств в более крупные. Это продиктовано конкурентной борьбой. Возникают различные формы кооперации в сфере обращения и производства, земля концентрируется в руках сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

После аграрной реформы с 1984 г. началась реформа в городах. Внедряется «смешанная модель». Наряду с государ­ственным регулированием существует рыночный механизм регулирования экономики. При этом основной формой собст­венности является общественная на важнейшие средства про­изводства и осуществляется централизованное планирование на макроуровне. Рыночное регулирование в основном исполь­зуется на микроуровне. Особое внимание уделяется сочета­нию интересов государства, предприятия и отдельного ра­ботника. Практикуется сдача предприятий в подряд коллек­тивам и отдельным лицам, а также свободная продажа акций предприятий. Сегодня на долю госсектора приходится 56, коллективных предприятий - 36 и на долю частных - 5% вы­пуска промышленной продукции. В последнее время в Китае, как отмечают ученые-востоковеды, наблюдается самый высо­кий в мире прирост промышленного производства.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской деятельности, обогащения наиболее активной части населения, создания малообеспе­ченным группам приемлемого уровня жизни за счет частич­ных льгот и пособий. Имеется большое различие в уровне заработной платы среди категорий работников. Не ставится задача социального равенства среди населения. Относитель­но малый удельный вес государственной собственности. Так, сегодня доля государственной собственности в акцио­нерном капитале в США составляет 10, в ФРГ - 18, в Анг­лии - 24, во Франции - 34, в Италии - 38%.

Эта модель основана на высоком уровне производитель­ности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Роль государства в экономике минимальна, но его воздействие направлено на поддержание стабильной конъ­юнктуры и экономического равновесия. Государство опреде­ляет стратегию развития образования, социального обеспече­ния малоимущих и незанятых, регулирует бизнес. Безусловно, большую роль в решении экономических проблем играет рынок.

Японская модель предполагает высокую степень госу­дарственного регулирования экономики и активное развитие частного сектора, небольшой объем государственного пред­принимательства. Государство стимулирует развитие средне­го и малого бизнеса, на который приходится 80,6 % всех за­нятых в экономике. Проводится жесткая антимонопольная политика. Государство сильно вмешивается в экономику. Разрабатываются долгосрочные и среднесрочные планы. При этом планы не носят директивного характера, а являются го­сударственными программами, имеющими рекомендатель­ный характер. Государство ведет борьбу против социального неравенства, хотя препятствий имущественному расслоению не ставится. Главный критерий японской модели - это высокие темпы экономического роста. При этом уровень жизни населения относительно высок. Так, продолжительность жиз­ни у мужчин составляет 75,5 года, а женщин - 81,8. Уровень заработной платы отстает от роста производительности труда, За счет этой разницы достигаются снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при высоком уровне развития национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Япония не имеет собственных сырьевых и энергетиче­ских ресурсов, но за короткий период времени из федераль­ной страны превратилась в мощную индустриальную держа­ву. Произошло так называемое «японское чудо», заключаю­щееся в том, что Япония сразу после войны 1947 г. провела (земельную реформу. Были ликвидированы крупнейшие мо­нополии. Земля перешла к мелким фермерам, повысилась эффективность сельскохозяйственного производства, снизи­лись цены на продукты, появилась конкуренция, возросла от­дача от зарубежных ресурсов. Был сделан главный выбор -развивать научно-технический потенциал и наукоемкие от­расли, производить высокую технологию и заниматься экс­портом продукции. Все это в условиях отсутствия собствен­ных ресурсов.

В системе управления производством в Японии лежат три постулата:

1) пожизненный наем работников;

2) установление заработной платы и карьеры в зависимости от срока работы на предприятии и возраста;

3) создание профсоюзов не по от­раслевому признаку, а непосредственно на фирмах.

Такая модель незамедлительно дала положительные ре­зультаты: Япония производит сейчас 14% мирового ВНП и 12% промышленной продукции. Страна не имеет внешних долгов, уровни инфляции и безработицы самые низкие из всех стран мира.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, активным участием государства в обеспечении экономической стабильности в обществе. В руках государства находится всего 4% основных фондов, но доля государственных расходов в 90-х гг. составила 70% ВВП, половина из них направлена на социальные нужды. При этом обеспечиваются социальная справедливость, коллективизм, почти нет безработицы, нет разницы в доходах населения, высокий уровень жизни населения. До 90% производства функционирует в частных фирмах. Однако государство вмешивается в экономику ради обеспечения высокого уровня жизни населения (включая занятость, образование, здравоохранение, транспорт и т.д.). Естественно, все это достигается высокой нормой налогообложения, но при этом права товаропроизводителей не ущемлены. Рост ставок налогообложения связан с эффективностью конкретного производства.

Немецкая модель близка по своему социально-эконо­мическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социально-рыночной экономики является Людвиг Эрхард. От­личительными особенностями немецкой модели являются: силь­ное государственное влияние на экономику; бесплатная медици­на и образование; планирование (таргетирование с 70-х гг.) ос­новных макроэкономических показателей; полная автономия Центрального банка, как и в Японии; различие в заработной пла­те, как и в японской модели, незначительное.

Французская модель не имеет ярких особенностей. Она занимает среднее положение между американской и немец­кой моделями. Индикативное планирование и государствен­ное предпринимательство играют ведущую роль в экономике.

Экономическая система – это форма организации экономики, комплекс социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями материальных благ, взаимосвязь и взаимозависимость которых обеспечивает функционирование системы и эффективное использование ограниченных ресурсов. Тип экономической системы основывается на исторически господствующей форме собственности, уровне развития производительных сил и зрелости производственных отношений.

Наиболее существенными качественными признаками, лежащими в основе выделения типов экономических систем являются:

· экономическое состояние развития общества на определённой ступени его развития;

· основные мотивы экономической деятельности хозяйственной системы, её структура;

· форма собственности на экономические ресурсы;

· способ координации деятельности хозяйствующих субъектов;

· организационные формы согласования действий экономических субъектов и др.

На современном этапе социально-экономического развития общества экономическая наука выделяет следующие типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная и смешанная.

Традиционная экономическая система , присущая слаборазвитым странам и базирующаяся на сложившихся традициях и обычаях, передающихся от поколения к поколению, играющих важную роль в регулировании производственных отношений и распределении материальных благ. Производственный потенциал этих стран составляет низкий уровень техники, использование ручных средств труда, неразвитость инфраструктуры. В них господствует нищета и бедность и др.

Административно-командная система , в рамках которой все решения по экономическим проблемам принимает государство. При этом оно является основным собственником ресурсов, осуществляет целенаправленное директивное экономическое планирование на всех уровнях экономической деятельности, регулирует распределение ресурсов и созданного продукта. Экономическую основу системы составляет государственная собственность.

Рыночная система (чистый капитализм) , которая базируется на господстве частной собственности на средства производства, на действии механизмов свободного рынка, регулирующих экономическое поведение и управление предпринимательской деятельностью, на невмешательстве государства, на личном интересе и конкуренции.

Смешанная система , которая сочетает преимущества рыночной системы и централизованной экономики, то есть использование различных методов государственного регулирования, обеспечивающих единые «правила игры» на рынке, проведение социально-ориентированной политики в интересах всех членов общества.

Модели хозяйствования в рыночной экономике отражают национальные особенности организации экономической жизни, ступень сочетания рыночного и государственного её регулирования, учёт исторических, культурных, природно-климатических и ресурсных факторов и т.д. Выбор модели определяется тем, в какой мере она способствует экономическому росту и конкурентоспособности экономики, технико-технологическому развитию производства, интеграции национальной экономики в международную систему хозяйствования на основе гармонизации национального законодательства с международными стандартами.

Все модели хозяйствования условно можно разделить на :

1. Социально-ориентируемые модели (примером может быть Шведская модель экономики);

2. Государственно-регулируемые модели (присущи для Японской, Американской и Германской моделей экономики).

Из многообразия экономических моделей хозяйствования к наиболее приоритетным относятся:

· Американская модель (либеральная модель капитализма) , в которой частная собственность является доминирующей, а регулирующая роль государства минимальна, сводящаяся к установлению правил игры; активно поощряется малое предпринимательство; обогащение наиболее активной части население основано на высоком уровне производительности труда и ориентации на достижение личного успеха при резкой дифференциации на богатых и бедных; обеспечивается приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

· Японская модель (корпоративная экономика) , отличительной особенностью которой является высокий уровень государственного влияния на основные направления экономики, связанного с планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора; широкое распространение пожизненного найма работников, объединённых общими интересами и привлекаемых к управлению и принятию решений; сохранение национальных традиций при заимствовании у других государств всего того, что нужно для развития страны; социальной направленностью модели (соблюдение социальных прав гражданина, борьба против социального неравенства, возложение на корпорации обязанностей по соблюдению решения социальных задач).

· Немецкая модель (социально-рыночная экономика), основана на высоком уровне воздействия государства на экономику (установление правил игры, влияние на цены, технические нормы, активная социальная политика); планировании основных макроэкономических показателей; реализации принципа социального партнёрства (участие работников предприятия в его собственности); решающей роли банков, в составе которых центральному банку дана полная автономия; поощрение малых и средних предприятий, фермерских хозяйств, долгосрочное программирование и др.

· Шведская модель (социально-ориентируемая экономика ), для которой характерны сильная социальная политика, направленная на сокращение имущественного неравенства за счёт перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоёв населения; вмешательство государства в процесс ценообразования (установление фиксированных цен); преобладающая роль государственного сектора в обеспечении уровня жизни и развития элементов инфраструктуры экономики, а частного сектора в развитии производства.

· Российская модель учитывает территориальные и природно-географические условия; единство наций обеспечивает права каждого народа на свой национальный образ жизни, а разъединение народов ставит их в экономическую зависимость; активное включение государства в экономическую жизнь; потенциальную самодостаточность; социальную ориентацию экономики; многоукладность экономики и др.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества.

Элементами любой экономической системы являются:

  • - социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности,
  • - организационные формы хозяйственной деятельности,
  • - хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни,
  • - конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) - и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная.

Хотя эта система сложилась в 17 веке и прекратила свое существование в начале 20 века, однако значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику.

Отличительными чертами этой системы являлись:

  • - частная собственность на инвестиционные ресурсы,
  • - рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции,
  • - наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, то есть не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса становится свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора» - главной производительной силы общества. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, то есть свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, правильность принятого решения, соблюдения условий трудового соглашения.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно используя естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализуя такой ресурс, как творческие и организационные (предпринимательские) способности в избранной им сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства.

По сравнению с другими экономическими системами современная рыночная экономика оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине 20 века, когда широко развернулась научно-техническая революция и начала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство намного активнее стало воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменились хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты

Чистый капитализм

Современная рыночная экономика

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и международном масштабах

Преобладающая форма собственности

Индивидуальная частная собственность

Коллективная частная и государственная собственность

Регулирования экономики

Саморегулирование на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Активное государственное регулирование национальной экономики в целях стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в рамках маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне.

Задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

В экономически слаборазвитых странах существует экономическая система, базирующаяся на:

  • - отсталых технологиях,
  • - широком распространении ручного труда,
  • - ярко выраженной многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы хозяйствования, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами административно-командной системы являются:

  • - общественная (а в реальности - государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,
  • - монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,
  • - централизованное планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей:

  • - во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов,
  • - во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями,
  • - в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей; оно производилось в соответствии с заранее выбранными целями и критериями, на основе централизованного планирования.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТП и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью строится современная рыночная экономика.

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, в особенности физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) -- да государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд , т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь , переросших затем в финансово-промышленные группы.

Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Такое состояние экономики может существовать в одной или нескольких странах или даже в глобальном масштабе. Переход от одной экономической системы к другой никогда не представляет собой мгновенного скачка от одного зрелого устоявшегося комплекса отношений к другому.

В конце 20 века начался массовый переход нескольких стран от административно-командной к рыночной экономике.

Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Исходной точкой является кризис и последующая трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отношений, присущих нарождающейся системе. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной экономики. В России на рубеже 80-90-х годов 20 века кризис государственной собственности и плановой системы регулирования экономики сочетался с возникновением различных форм частной собственности и формированием присущих рынку механизмов функционирования экономики.

В переходной экономике возникают и функционируют особые переходное экономические формы, которые указывают на направление движения к новой системе. К их числу следует отнести частично приватизированные предприятия в России, воплощающие переход от государственной собственности к частной.

Для переходной экономики также характерно интенсивное развитие новых форм параллельно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Так, быстрый рост частного сектора при переходе от административно-командной к рыночной экономике сопровождался трансформацией государственных предприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. Так, чем дальше продвинулась та или иная страна по пути формирования рыночной экономики и гражданского общества к моменту утверждения административно-командной системы, тем легче и безболезненнее оказываются процессы перехода к рыночной системе. Поэтому становление рыночной экономики в Чехии и Венгрии происходит в более благоприятных условиях, чем в России. В Китае же административно-командная система не успела пустить глубокие корни, поэтому в этой стране переход к рыночной экономике происходит в немалой степени от традиционной системы.