Доходы и расходы региональных бюджетов. Территориальные финансы и региональные бюджеты Федеральный бюджет по регионам

Региональный бюджет – это группировка существующих и действующих денежных средств, нормативных актов, где указаны правила их пользования и взаимообмена, который применяется в платежных операциях по этим валютам. Помимо этого региональный бюджет включает в себя систему кредитных отношений, которые связаны напрямую с использованием денежных средств в конкретной точке страны.

Функции регионального бюджета

Если говорить простыми словами, то бюджет данного вида подразумевает собой ключевой путь, который помогает доводить до жителей страны итоговый производственный продукт. Только с помощью него осуществляется распределение общественных товаров и услуг среди всеми гражданами, а также административными и территориальными величинами.

Стоит сказать, что верховное место в денежной системе Российской Федерации занимает государственный бюджет. Он действует в период всего календарного года, который считается финансовым.

Денежные структуры Российской Федерации выделяет державную смету в качестве предмета для заполнения и дальнейшего расходования денег, которые должны быть направлены на качественное и действенное исполнение заданных функций государственного аппарата.

Денежная система государства – это некая структура для осуществления главных действий ключевой финансовой документации, которая выражается в установленных планах Реализация подобных планов, а также их действенность являются очень важным элементом для качественного осуществления нужной функциональности и определения равенства всех слоев общества, которая должна быть одинаковой во всех регионах страны.

Региональный бюджет, наряду с федеральным, играет огромную роль в становлении бюджетной системы Российской Федерации. Итоговым результатом их реализации будут величины, показывающие состоятельность валового продукта внутри страны, а также доходность, где немаловажную роль также будет играть перераспределение денежных средств из бюджета.

Региональный бюджет отличается от остальных тем, что он содержит в себе общий центр финансовой составляющей регионов страны. Его главная направленность заключается в эффективном денежном обеспечении жителей конкретного региона, осуществлением которого занимаются органы местного самоуправления.

Составление регионального бюджета: доходы

Составление регионального бюджета осуществляется в первую очередь благодаря установленному принятому государственным аппаратом финансовому плану, который рассчитывается на целый год. Доходность его заключается во внесении личных и контролирующих взносов. Первая группа состоит из налоговых сборов, куда входят:

  • налоговые средства от недвижимости;
  • налоговые средства на имущество, которое принадлежит компаниям и корпорациям;
  • транспортные налоговые средства;
  • налоговые средства на бизнес, связанный с игровой деятельностью;
  • налоговые средства с лицензионных сборов, которые взимаются каждый месяц.

Вторая группа доходов состоит из неналоговых взносов, которые собираются под пристальным контролем законодательных актов при помощи перечисления прибыльной части от государственных организаций. Данные организации реализуют свою деятельность на территории страны, остающихся после выплаты всей налоговой составляющей и остальных долговых обязательств в государственную казну в том количестве, которое было принято в соответствии с законодательством регионов в Российской Федерации.

Личные взносы, которые выступают в роли доходов регионального бюджета, состоят из доходов от использования имеющегося имущества, которое принадлежит государству Российской Федерации. Помимо этого, ими являются и деньги, которые были получены для осуществления платежных операций внутри нескольких бюджетных учреждений, финансируемых государством.

Также основной вклад с систему регионального бюджета страны привносил земельный налог. Он представляет собой рычаг экономической направленности для осуществления процесса увеличения пользования земельными участками. Помимо этого, земельный налог является основным ресурсом для покрытия затрат в местном бюджете, которые идут на улучшение неосвоенных территорий земли, находящихся в том или ином регионе страны.

Региональный бюджет должен постоянно питаться стабильными финансовыми взносами, которые, в свою очередь, должны играть роль регуляторов повышения взносов, поскольку расходная часть является основной в разного рода бюджетах.

Региональный бюджет Российской Федерации содержит некий показатель, который является крайне важным – это норма обеспеченности на одного гражданина страны. Данный показатель рассчитывается лично для каждого слоя населения, и является отправной точкой при расчете минимальной суммы дохода, который должен быть в казне местной бюджетной системы.

Помимо всего прочего, увеличение местного бюджетного показателя при сравнении с другими показателями в стране дает возможность быть неким «кормильцем» для региона, который испытывает недостаток средств. Если происходит обратная ситуация, то соседние регионы выступают в качестве «кормильцев» — эта система позволяет держать баланс бюджета на должном уровне. Средства помощи могут выступать в качестве:

  • кредитов;
  • дотационных соглашений;
  • трансфертных операций;
  • иные денежные переводы.

Эти средства реализуются при помощи взносов из федерального налогового бюджета. Эти денежные средства должны пройти обязательную проверку, и уже потом будут направлены на распределение в различные бюджеты, в том числе и в региональный. Сумма данной помощи, которая необходима для соответствующего региона страны, вычисляется на основании норм и действующих инструкций, которые входят в число верховных законодательных документов.

Региональный бюджет играет роль ключевой составляющей каждого плана той или иной части страны, поэтому его основной задачей будет являться эффективное и целевое обеспечение затратной части, которая необходима при осуществлении заданных государством функций и обязанностей. Заполнение этого вида бюджета реализуется при помощи разного рода перечислений и взносов, как было сказано выше. Каждый взнос является конкретной формой денежных запасов. Например:

  1. дотации – это деньги, которые были зачислены из другого бюджета, чтобы обеспечить баланс в случае дефицита одного из бюджетов. Перевод средств осуществляется в конкретно установленной сумме.
  2. трансферт – это деньги, которые переправляются бюджету на местном уровне из федерального бюджета для существенного урегулирования достатка каждого региона страны.
  3. субвенция – это определенная сумма денег, которая выдается из федерального бюджета, для осуществления определенного мероприятия социальной направленности.

Распределение регионального бюджета

Деньги из регионального бюджета распределяются, в основном, по определенным путям, где основополагающими являются:

  • предоставить нужную величину денежных средств для эффективной деятельности государственной власти;
  • погасить и обслужить все долги государства;
  • обеспечить осуществление всей составляющей необходимых расходов, которые направлены на организацию выборных мероприятий или референдумов;
  • осуществление программ и мероприятий, которые необходимы в том или ином регионе страны;
  • купить и реализовать имущественной собственности государственного аппарата, которое будет принадлежать регионам страны;
  • реализовать систему отношений регионов с зарубежными странами или поддерживать действующие отношения;
  • обеспечить государственные организации и компании денежными средствами для того, чтобы те могли своевременно и эффективно развиваться;
  • спонсировать средства массовой информации при их участии в становлении социально-значимых мероприятий в регионах;
  • предоставлять деньги в бюджет местным органам самоуправления;
  • выделять денежные запасы для органов местного самоуправления с последующей передачей определенных государственных функций.

Региональный бюджет не реализуется без расходов, которые постоянно направлены на финансовую стабильность в регионах, а также на улучшение различных социальных областей: медицина, образование, жилищное хозяйство, дорожная система, пенсионные начисления и т.д. Именно из данного бюджета идет спонсирование всех социально-значимых областей: сельская и продуктовая промышленность, коммунальная сфера, медицинские направления и др. Региональный бюджет играет некую роль некого рычага для того, чтобы постепенно повысить уровень качества жизни всех жителей Российской Федерации.

Система бюджетирования в разных регионах страны имеет некоторые отличия, поскольку запросы в разных точках страны могут кардинально различаться. Например, в бюджетах областного, городского или краевого характера расходы, направленные на социальные и культурные программы, равняются практически 50% от всей величины бюджета, то в бюджетах сельской или поселковой направленности данный показатель увеличивается до 87%.

В современном мире, где наблюдается постоянный рост городов в геометрической прогрессии, происходит увеличение расходной части на каждого человека, проживающего в Российской Федерации. Именно этот показатель является одним из самых важных при становлении регионального бюджета и всей бюджетной системы страны.

Помимо этого, в последнее время экспертами был зафиксирован рост потребностей среди жителей маленьких городов или поселков городского типа, которые так же как и жители крупных городов, хотят улучшить свои жилищные условия, качество образования, медицинских услуг и т.д.

Доходы бюджета. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый кодекс РФ к собственным региональным налогам и сборам относит: налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, а также региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Одновременно Федеральным бюджетом установлено, что в региональные бюджеты зачисляется часть поступлений от таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а также платежей за пользование недра ми, лесным фондом, водными объектами и от некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими; доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим пересмотрам. К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

средства, получаемые от продажи регионального имущества;

средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, между народных организаций и правительств иностранных государств. В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенными законом о бюджете.

Расходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;

обеспечение реализации региональных целевых программ;

формирование государственной собственности субъектов Федерации;

осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

оказание финансовой помощи местным бюджетам;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных рас ходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов -- представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, пре доставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта Феде рации. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития. К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета. Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальным расходам, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др. целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.

December 25th, 2012

Рейтинг доходов и дотационности бюджетов регионов России, в силу ряда спекуляций на эту тему – не только экономический, но и политический вопрос. Мы проводили аналогичный анализ по итогам 2010 года – «Реальный размер дотаций Северному Кавказу» , тогда основной темой работы были дотации регионам Северного Кавказа. В данной работе мы расширяем рамки анализа, как в политическом смысле (региональный сепаратизм), так и в экономическом (расслоение в развитии регионов нашей страны).
Рейтинг подводит итоги 2011 года, к сожалению, итоговые данные по году появляются очень поздно, поэтому мы можем сделать публикацию только сейчас.

В качестве источников информации использованы данные: Федерального Казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ и об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов , и итоги всероссийской переписи населения 2010 года .

Консолидированный бюджет – включает в себя все виды государственных расходов на уровне страны или отдельного региона, в том числе на: чиновников, бюджетников, пенсии, прочие социальные выплаты, силовые структуры, все виды федеральных программ, госзаказ и т.д. Т.е. нет не копейки государственных денег, которые не были бы учтены в данном рейтинге.
Охват всех видов гос. расходов (включая внебюджетные фонды) – важная отличительная черта нашего рейтинга, другие подобные публикации (Минфина и т.д.) учитывают неполный перечень гос. расходов и не все виды дотаций.

Дотации – в качестве размера дотаций берутся данные о безвозмездных поступлениях (из отчета Федерального Казначейства), которые включают в себя все виды дотаций, субвенций, субсидий и т.д. Для облегчения восприятия информации, мы используем общепринятый термин «дотации».

Подчеркиваем, что в рейтинге представлены данные о доходах региональных бюджетов, а не граждан (эти цифры коррелируют между собой, но, по понятным причинам, не совпадают). Федеральные округа:
При анализе федеральных округов, мы не использовали для Центрального федерального округа данные по Москве и для Северо-Западного по Санкт-Петербургу, так как их доходы сильно повлияли бы общую картинку и, в силу большого разрыва между регионами (который будет виден ниже), не дали бы возможности полноценно рассмотреть данные других регионов из этих федеральных округов.
Также для Северо-Кавказского федерального округа мы не использовали данные по Ставропольскому краю, так как спекуляции здесь идут именно по нац. республикам.


Столбец «к 2010 году, %» показывает изменения доходов федерального округа в 2011 году, по отношению к 2010 году (показатель 2010 взят за 100%).
Абсолютные доходы федеральных округов сильно зависят от количества и уровня регионов, входящих в тот или иной федеральный округ. В лидерах: Приволжский (13 регионов), Центральный (17 регионов, без учета Москвы) и Сибирский (12 регионов).
Важность не только количества, но и развитости регионов видно на примерах:
Приволжский федеральный округ опережает Центральный, имея на 4 региона меньше. Это достигается за счет того, что в Поволжье расположены крупные регионы, с 4 городами-миллионниками (Нижний Новгород, Самара, Казань и Уфа), развита добыча и переработка нефти. В то время, как в Центральном федеральном округе небольшие регионы, без существенных сырьевых запасов.
Занимающий 5-ое место Уральский, имеет всего 6 регионов, но, в нем добывается большая часть российских нефти (ХМАО) и газа (ЯНАО) + мощные промышленные и металлургические Свердловская и Челябинская области, поэтому Уральский федеральный округ наступает на пятки Сибирскому, уступая ему по количеству регионов в 2 раза.
Важно подчеркнуть, что Сибирь действительно является центром добычи нефти и газа в России, но находящиеся географически в западной Сибири ХМАО и ЯНАО официально отнесены к Уральскому федеральному округу.

Беднейший федеральный округ (с большим отставанием) – Северо-Кавказский. На все регионы Северного Кавказа тратиться 1,2% от консолидированного бюджета России (доходная часть которого составляет 20 855 368 359 925 руб.).

Гораздо более важным показателем, позволяющим действительно сравнивать федеральные округа (и отдельно взятые регионы), являются доходы на душу населения:


Здесь картинка уже совсем другая, лидер по абсолютным доходам Приволжский федеральный округ оказался третьим с конца, а в лидерах сырьевые федеральные округа: Дальневосточный и Уральский, т.е. те самые ресурсные кладовые, за «выжимание всех соков» из которых так беспокоятся сибирские и дальневосточные сепаратисты.

Все федеральные округа поменялись местами, неизменно только последнее место – Северо-Кавказский федеральный округ беднейший и по доходам на душу населения.
Разрыв между 1-м и последним местом – 2,4 раза, это не так критично, как разрывы в доходах регионов (см. ниже).

Наиболее важный показатель рейтинга – это уровень дотационности, приводить его в абсолютных цифрах нет смысла, так как они нам не о чем не скажут. Поэтому сразу перейдем к показателю размера дотаций на душу населения:

Как и в 2010 году, самый дотационный федеральный округ России – Дальневосточный , на 2 месте, тоже как и в 2010 идет Северо-Кавказский. Меньше всех дотаций получают Приволжский и Центральный федеральные округа.
Самый большой рост подушевых дотаций был в Южном федеральном округе, затем идут Северо-западный и Северо-Кавказский.

Совокупные дотации регионам Северного Кавказа составляют 182 657 116 417 руб. или 0,86% от от консолидированного бюджета России .

Как видно из приведенных выше данных, самые высокие подушевые доходы бюджетов у регионов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, объясняются высокой степенью их дотационности. Безусловно, как показывает практика, этих дотаций (как и качества их использования) совершенно недостаточно для развития Дальнего Востока, но, они самые большие в России. Регионы:
Главная часть рейтинга – доходы и подушевые дотации отдельно взятых регионов России. Доходы консолидированных бюджетов российских регионов:

По абсолютным показателям ожидаемо лидирует Москва, как крупнейший по населению регион, многократно превосходящий по числу жителей другие крупные города и регионы страны.
В лидерах (первая 20-ка) регионы, сильно зависящие от добычи и первичной переработки сырья, за несколькими исключениями, что наглядно показывает огромный сырьевой крен нашей экономики.

Это типичная черта стран 3-го мира, развивающихся не по своим моделям адаптированным к историко-культурным особенностям страны, а слепо копирующая чужие модели. Россия, как и большинство стран 3-го мира, копирует западный уклад, вследствие чего становится не великой державой, а периферией мировой капиталистической системы – сырьевым придатком. Отсюда сверхвысокая концентрация капитала в столице и все остальные проблемы.

В лидерах по росту доходов бюджета Чукотский автономный округ, Москва, Краснодарский край и Калининградская область. Снижение доходов есть всего в 1 регионе – Еврейской автономной области, в ней же самый низкий по абсолютным показателям бюджет (8 917 322 741 руб.), но неплохой по подушевым, подробнее об этом ниже:

Как и в 2010 году, в лидерах по размеру консолидированного бюджета на душу населения регионы Дальнего Востока и Урала. Если лидерство ключевых нефтегазодобывающих регионов нашей страны: ЯНАО, ХМАО, Тюменской области естественно, то сверхвысокие доходы бюджетов регионов Дальнего Востока и Ненецкого АО (Северо-Запад) объясняется их высокой дотационностью (см. ниже). Беднейший регион России – Дагестан.
Лидирующая по абсолютным показателям Москва находится в хвосте 10-ки, занимая только 9 место.

Лучшие показатели из регионов Северного Кавказа у Чечни, которая занимает 19 место. Совокупные дотации Чечне составляют 0,34% от бюджета России , на Ингушетию приходится 0,08%, на Дагестан 0,28%.

Организаторы кампании «Хватит кормить Кавказ» формально идут под чисто экономическими лозунгами «неравномерного распределения дотаций», но они ведь не конченные идиоты и в состоянии разобраться, какие регионы в реальности наиболее дотируемые. И никакие климатические и транспортные факторы не перекрывают многократную разницу в уровне дотационности СК и Дальнего Востока. Кроме того, есть пример республики Алтай (южная Сибирь), в которой подавляющее большинство населения русские и климат неплохой, но уровень подушевых дотаций там выше, чем в любом северо-кавказском регионе.
Аналогичная ситуация с организаторами митинга «Хватит кормить Москву» , который прошел в рамках кампании «Хватит кормить Кавказ». Самые богатые и высокодотируемые регионы России – это, прежде всего, регионы Дальнего Востока и нефтегазодобывающие регионы Сибири.

Но сибирских племенников , как и их московских коллег, не волнуют факты, им нужно совсем другое – реализация схемы: все начинается с наиболее острой «антикавказской» темы, затем, собранную таким образом энергию, перебрасывают на вторую по остроте тему – «антимосковскую». После чего начнутся межрегиональные разборки, на волне которых запускают уже «антирусскую» волну от лица поморов, сибиряков и т.п. К «антирусской» волне регионалисты-племенники уже вполне готовы, что наглядно видно на примере поморов .
В итоге все придет к развалу России по региональному признаку и развалу русского народа на ряд племен, причем сделано это будет от лица «русских националистов» . Например, Сибирь не может отделиться только от Москвы, под антимосковские лозунги Сибирь будут отделять от Владимира, Новгорода, Самары, Краснодара и т.д.

С другой стороны, глупо замалчивать очевидные проблемы:
1) Межнациональная рознь, во многом вызванная архаизацией и миграцией населения Кавказа, это одна из самых острых проблем нашего общества. Замалчивание проблемы или делание вида, что якобы «все хорошо», только усугубляет проблему и толкает русских мальчишек в руки Крылова и ему подобных.

2) С чисто экономической точки зрения, в регионах Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и всей России в целом очевидные проблемы. Да, Чечня прошла через 2 гражданские войны и ей нужно время на восстановление, но на территории других регионов полномасштабной войны не было, да и в Чечне мир длится уже более 10 лет, почему не снимается проблема высокой дотационности? Списать все просто на «ворующие элиты» нельзя, так как сразу возникает ряд вопросов: почему элита может себе эта позволить, почему она формируется из людей, которые так действуют, почему нет сопротивления и т.д. Все эти вопросы неизбежно приводят к обсуждению не только проблем отдельно взятых регионов, но и всей системы устройства нашей страны. Не дав ответ на все эти вопросы, мы рано или поздно потеряем Родину.

Псевдонационалистические вирусы (в отличие от здорового национализма) могут существовать только в крайне нездоровой среде, факт их активной деятельности в нашей стране говорит об огромных системных проблемах.
В России любят сводить обсуждение государственных проблем к вопросам личности, по принципу «плохой»/«хороший»: был «плохой» Горбачев, его сменили на «хорошего» Ельцина, потом стал «плохой» Ельцин, его сменили на «хорошего» Путина, теперь уже и Путин для немалой части общества «плохой», заменим его на очередного «хорошего» и далее по кругу?
Нам давно пора перейти от анализа личности к анализу системы и понять, что любая система власти устроена следующим образом (упрощенно): есть лидер, есть опорный класс (элита) и есть народ. Элита была сформирована в рамках Перестройки 1 и с тех пор последовательно сжирает нашу страну и сожрет нас до конца, периодически меняя очередного «плохого» на очередного «хорошего».
Сейчас в нашей стране набирает обороты Перестройка 2 , пока она только раскручивается на Болотной-Сахарова , но и в СССР в 1989 году никто не мог предположить, что Родины скоро не станет.

Не сменив стратегический курс нашей страны (без чего не будет смены элиты) и бегая дальше по перестроечному кругу, мы погубим нашу Родину, семью, самих себя.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему. К региональным налогам и сборам относятся:

Налог на имущество организаций;

Налог на недвижимость;

Дорожный налог;

Транспортный налог;

Налог с продаж;

Налог на игорный бизнес;

Региональные лицензионные сборы.

60% от суммы налога, начисленной налогоплательщикам по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется а доход регионального бюджета. При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом: -- 80% от суммы налога -- в доход федерального бюджета; -- 20% от суммы налога -- в доход регионального бюджета.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:

74,5% от суммы налога -- в доход федерального бюджета;

20% от суммы налога -- в доход бюджета автономного округа;

5,5% от суммы налога -- в доход бюджета края или области.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

Средства, получаемые от продажи регионального имущества;

Средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

Средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

Средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

Плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

Часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

Другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета

Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично -- в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.

Представительней орган власти субъекта Федерации имеет право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством.

Законы субъекта Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет на текущий финансовый год.

Органы исполнительной власти субъекта Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных бюджетом.

При отсутствии задолженности по бюджетным ссудам регионального бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера бюджетного дефицита и размера государственного долга органы исполнительной власти также могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Федерации.

С позиции управления целесообразно использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.

В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.

Для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат. Для капитальных затрат целесообразно использовать субсидии, займы. Налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.

Долгосрочные займы целесообразно использовать для целей капитальных затрат региона потому, что капитальные затраты будут удовлетворять запросы населения в течение длительного времени, а погашение займа и выплата процентов по нему будут осуществляться из средств налогообложения также в течение длительного времени.

Использование займов для целей погашения текущих затрат нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени выплат на будущие поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов.

Текущие налоги и платежи малопригодны для капитальных затрат с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять на себя бремя расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения.

Тем не менее, существуют случаи, когда займы являются приемлемым источником финансирования текущих расходов. Бюджетные расходы обычно производятся по достаточно стабильному графику в течение всего года, в то же время поток поступлений в региональный бюджет может быть менее регулярен и зависит от множества факторов. В целом в течение года следует или уравновешивать свои активы и пассивы на текущих счетах или иметь небольшое положительное сальдо для того, чтобы покрывать капитальные затраты. Поэтому краткосрочные займы, практикуемые региональными органами власти для компенсации нерегулярного поступления платежей, вполне оправданы.

Если региональные органы власти не располагают возможностями по немедленному увеличению доходов, а вышестоящий уровень управления не оказал необходимой помощи, остается единственная возможность привлечь займ для покрытия непредвиденных расходов.

При использовании займов на эти или иные цели следует учитывать, что увеличение доли заемных средств в региональном бюджете приводит к существенному увеличению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры.

Бюджет субъекта РФ (или региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

(Или) Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.

Региональные бюджеты включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ (расх.обязательства – обусловленные законом, или иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физ. или юр. лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета).

Основные функции регионального бюджета:

Создание условий для повышения уровня и качества жизни населения региона;

Развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, «в точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

Выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

Все большее значение в экономическом развитии страны, решении социальных вопросов придается субъектам РФ. Соответственно возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий органов власти субфедерального уровня, устойчивости их бюджетов, обоснованности планирования доходов и расходов.

В этот период тенденция повышения роли территорий в финансировании социально-экономических расходов бюджета проявляется прежде всего в финансировании национальной экономики, охраны окружающей среды, социальной сферы (образование, социальная политика, здравоохранение и спорт и др.).

Бюджет каждого субъекта РФ имеет свои особенности. Объем и структура расходов определяется многими причинами: отраслевой структурой экономики; уровнем ее развития; природными и демографическими фактами; прогнозными темпами освоения и развития территорий и др.

Источниками доходов региональных бюджетов являются:

Налоговые доходы (налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.);

Неналоговые доходы (арендная плата, доходы от платных услуг, платежи за пользование природными ресурсами и др.);

Безвозмездные поступления из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции).

Концепция формирования финансовой политики основана на признании необходимости формирования такой финансовой базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации и предпосылки последующего экономического роста.

Располагаемый региональный доход – произведенный региональный доход за вычетом сальдо внешних трансфертов, получаемых регионом и переводимых из него.

Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

Методы расчёта

Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).