От кого последовал декрет 3 в белоруссии. Минтруда и соцзащиты подготовило поправки в документ о социальном иждивенчестве

Правительство утвердило новые пределы для начисления страховых взносов на 2020 год. Они влияют на максимальные размеры детских выплат: декретных и пособий по уходу за ребенком до полутора лет.

Екатерина Мирошкина

экономист

Если уйти в декрет в 2020 году, максимальная выплата при обычных родах составит 322 192 рубля. А максимальная сумма пособия по уходу - 27 985 Р в месяц. Известны даже размеры пособий на 2021 год. Вот что влияет на размер выплат и какие ограничения будут действовать для тех, кто планирует завести детей.

Новые размеры детских пособий в 2020 году

В 2020 году изменятся минимальные и максимальные декретные и пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Это повлияет на выплаты тем, у кого средний заработок меньше МРОТ или больше предельной базы для соцвзносов. Изменения коснутся отпусков, которые начнутся в 2020 году.

Минимум Максимум
Декретные 55 831 Р (+ 3912 Р ) 322 192 Р (+ 21 097 Р )
По уходу 4852 Р (+340 Р ) 27 985 Р (+ 1833 Р )

Декретные

55 831 Р (+ 3912 Р )

Максимум

322 192 Р (+ 21 097 Р )

По уходу

4852 Р (+340 Р )

Максимум

27 985 Р (+ 1833 Р )

Для путинских выплат установлены Эти суммы не зависят от трудоустройства и зарплаты. Их можно получать одновременно с декретными и пособием по уходу.

Рассказать о новых размерах детских выплат:

О каких лимитах речь и как они влияют на выплаты?

Работодатели платят за работников страховые взносы на социальное страхование - по 2,9% от зарплаты. Они поступают в общий котел, а потом идут на выплату больничных, декретных и детских пособий.

Каждый год правительство устанавливает лимит для начисления этих взносов. Если годовая зарплата больше лимита, взносы на превышение не начисляют.

Предельная база для взносов влияет на суммы, которые получат работники, если наступит страховой случай. Например, если женщина уйдет в декрет или мужчина возьмет отпуск для ухода за ребенком до полутора лет. Для расчета выплат берут средний заработок за последние два года, но с учетом лимита при начислении взносов. То есть какой бы ни была зарплата за два года, декретные и пособия по уходу не могут быть больше максимальной суммы, которая зависит от лимита для взносов.

Например, в 2019 году декретные при обычных родах составляют максимум 301 095 Р за 140 дней. То есть соцстрах готов заплатить 2150,68 Р в день, хотя реальная зарплата женщины может составлять и 5 тысяч рублей в день. Но столько государство за каждый день декрета ей не компенсирует.

На выплаты в 2020 году влияют лимиты на 2019 и 2018 год. Они давно известны. Но теперь можно посчитать даже максимальные пособия за детей на 2021 год, потому что утвердили предельные суммы для 2020 года - их нужно будет учитывать при расчете среднего заработка.

Пособия по беременности и родам в 2020 и 2021 году

Пособия по беременности и родам еще называют декретными. Это деньги, которые получает женщина за период до и после родов. В это время она может не работать, а государство компенсирует неполученный доход.

Декретные платят из расчета среднего заработка за определенное количество дней. При обычных родах оплачивают 140 дней отпуска. Средний заработок считают исходя из зарплаты за последние два года. При этом есть минимальная и максимальная сумма декретных. Минимальная зависит от МРОТ, а максимальная - от лимита для начисления страховых взносов. Предел выплат определяют на тот день, когда начинается декретный отпуск.

Если женщина уходит в декрет в 2019 году, при расчете среднего заработка учтут лимиты в 2018 и 2017 годах. Если декрет начнется в 2020 году, нужно учитывать предельную базу для страховых взносов в 2019 и 2018 годах. А для декрета с 2021 года - лимиты на 2020 и 2019 годы. Все эти суммы уже известны. Если годовой доход женщины больше предельной базы для взносов, она уже сейчас может посчитать, сколько она получит от государства перед родами.

Минимальные суммы декретных

11 280 Р

≤ 370,85 Р

Декретные за 140 дней

51 919 Р

12 130 Р

При каком среднем дневном заработке платят минимум

≤ 398,79 Р

Декретные за 140 дней

55 830,6 Р

Максимальные суммы декретных

Декрет начинается в 2019 году

Лимит для взносов за два предыдущих года

1 570 000 Р

При каком среднем дневном заработке платят максимум

≥ 2150,68 Р

Декретные за 140 дней

301 095,2 Р

Декрет начинается в 2020 году

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1

Скриншот с видео «Белсата»

По словам Игоря Марзалюка, депутаты Палаты представителей Нацсобрания разработали поправки в декрет № 3.

Депутаты внесли на рассмотрение правки. Все эти предложения одобрены на самом высоком уровне, это была инициатива депутатского корпуса, то есть через руководство парламента. Мы вышли на главу государства. Мы вышли со своими правками еще до протестов, но когда начала нарастать социальная напряженность. Это плод коллективного творчества, - поясняет депутат.

Игорь Марзалюк «убежден на 99,9%, что предложенные депутатами правки будут приняты».

Депутаты предлагают расширить перечень категорий граждан, которые освобождаются от сбора на финансирование госрасходов. К тунеядцам не будут относить:

Граждан, которые подлежат призыву на срочную военную (альтернативную) службу;

Граждан, которые находились на психоневрологическом диспансерном учете;

Женщин, которые находились под медицинским наблюдением в организациях здравоохранения в период беременности и родов, родили (усыновили, удочерили) ребенка, без учета периода временной нетрудоспособности;

Граждане, которые получали образование в дневной форме получения образования в год возникновения образовательных отношений и (или) в год прекращения образовательных отношений в связи с получением образования.

От налога также освободят тех, кто владеет земельным участком независимо от его целевого назначения и местонахождения. Напомним, сейчас от налога на тунеядство освобождаются только жители деревень и городских поселков, которые владеют земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства.

«Признавать граждан, участвующих в финансировании государственных расходов в период их деятельности не только на земельных участках, представленных для ведения личного подсобного хозяйства, но и предоставленных для иных целей (строительства и (или) обслуживания жилого дома, огородничества, выращивания продукции растениеводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, производящих продукцию животноводства без учета целевого назначения земельного участка). Расширить виды целевого назначения земельного участка без учета категории населенного пункта», - говорится в пояснительной записке депутатов к предложению об изменении декрета № 3.

При этом время ухода за членом семьи, который нуждается в постоянном присмотре на основании заключения медицинских комиссий, намерены включать в период, в который граждане признаются участвующими в финансировании госрасходов.

Местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам предоставят право принимать решения об отсрочке или рассрочке уплаты сбора.

«Предложения вносились депутатами Палаты представителей Нацсобрания для совершенствования законодательства по вопросам предупреждения социального иждивенчества, защиты прав и законных интересов граждан, а также с учетом анализа правоприменительной практики», - говорится в пояснительной записке.